На втором и третьем году жизни ребенка
происходит развитие основных движений. К двум годам дети хорошо ходят, ползают,
лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста
основано именно на перечисленных движениях. Более сложными движениями: бегом,
прыжками, метанием — дети овладевают на третьем году жизни. Движения детей
становятся более координированными, совершенными, появляется возможность
выполнять их в разных условиях и разными способами. В связи с этим изменяется
двигательное содержание подвижных игр
— в них включаются все виды основных движений, появляется возможность сочетать
несколько видов движений в одной игре.
Продолжительность подвижных игр ориентировочно может быть от 5—8 мин (второй
год жизни) до 10—15 мин (третий год жизни). Количество повторов — 4—5 раз с
учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения
детей. Одна и та же подвижная игра
может повторяться до тех пор, пока дети не освоят ее. Затем взрослый вносит в
игру усложнение: изменяет условия проведения, вводит новые или дополнительные
пособия, включает дополнительные задания, увеличивает расстояние и время
ходьбы, бега в соответствии с возможностями детей раннего возраста.
Передай мяч.
Дети встают в круг и по сигналу взрослого передают мяч соседу, называя его имя.
Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро
передай мяч Вове» и т. д.
Медведь и
дети.
Роль медведя исполняет взрослый. Дети размещаются на одном конце комнаты . Взрослый произносит слова:
Мишка по лесу гулял,
Долго,
долго он искал,
Мишка деточек искал,
Сел
на травку, задремал.
Медведь ходит по комнате и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на
противоположном конце комнаты на стул и дремлет.
Взрослый
говорит:
Стали деточки плясать,
Мишка,
Мишка, вставай,
Стали ножками стучать.
Наших
деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по
своему желанию. Взрослый поощряет их.
Поезд.
Взрослый предлагает нескольким детям встать друг за другом. Дети выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз
дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и
быстрее. Дети двигают руками в такт словам: "чу-чу-чу"
Мышки-трусишки.
Дети изображают мышек-трусишек. На слова взрослого (дети могут повторять)
«Вышли
мышки как-то раз посмотреть, который час» мышки идут
по комнате.
«Раз-два,
три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками.
«Вдруг
раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен),
убежали мышки вон» — дети убегают.
Дети
должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.
Птички в гнездышках.
Дети-птички встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см),
расположенные на одной стороне комнаты, площадки.
Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек,
ищут зернышки».
Дети-птички
спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают,
клюют зернышки. По сигналу взрослого «Дождь пошел!» птички улетают в свои
гнездышки.
Когда дети освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик,
а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.
Зернышко.
Взрослый говорит: «Посадили зернышки в землю» — дети садятся на пол,
обхватывают колени руками. Взрослый продолжает: «Полил дождь, а потом засветило
солнце. Стало зернышко прорастать, появились росточки» — дети широко
позевывают, медленно поднимаются, потягиваются, поднимая ручки-росточки вверх и
поворачиваясь к солнышку. Взрослый все действия выполняет вместе с детьми.
Холодно — тепло.
Дети
сидят на ковре, сложив ноги по-турецки. Взрослый говорит: «Подул северный
ветер. Стало холодно-холодно». Малыши сжимаются в комочки, скрестив руки на
груди. На слова взрослого «Но выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло» дети
расслабляются, обмахиваются платочками. Взрослый выполняет действия, а малыши
подражают ему.
Шарик.
Дети представляют себя воздушными шариками. Они постепенно наполняются
воздухом, поднимая руки вверх и надувая щеки. Но вот шарик лопнул. Дети
медленно расслабляются и потихоньку опускаются на пол, произнося звук «ш-ш-ш».
Часики.
Скрестив ноги, ребенок сидит с прямой спиной, руки на коленях. По сигналу
взрослого он покачивает головой вперед-назад, вправо-влево, произнося:
«Тик-так, тик-так». Взрослый выполняет действия вместе с детьми.
Русская народная игра «Зайка»
На все слова игры имитируйте движения
вместе с ребёнком.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Двигательное
упражнение «Солнечные зайчики».
Перед
этой игрой можно нарисовать капельки и рассказать, что, когда пригревает солнышко с сосулек начинают капать капельки. Солнышку
весной весело и оно пускает на сосульки солнечных зайчиков.
Если
позволяет погода, то возьмите зеркальце и попускайте солнечных зайчиков по
комнате. А затем поиграйте в эту игру.
Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…
(!) На громкую музыку дети прыгают на обеих
ногах высоко, на тихую — легко, невысокими прыжками.
Ритмика: игра «Солнышко».
Вот как солнышко встает (Медленно
поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет (Медленно опускают руки)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо («Фонарики»)
Солнышко смеется,
А под солнышком всем (Хлопают в ладоши)
Весело поется.
Солнце рано утречком поднималось,
Студеной водицею умывалось.
Протоптало солнышко сто дорожек!
Почему у солнышка столько ножек?
Пальчиковая игра «Расскажу про
кошку»
Подставляй ладошку (Вытягиваем вперёд
руку ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот - кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот - ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку… (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт!
Подвижная игра-имитация
Можно поиграть с малышом в
игру-имитацию. Ребёнок выполняет движения соответственно тексту.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали:
Вот так, вот так!
«Тучка и солнышко»
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Мама проговаривает слова игры, раскрывая
при этом зонт. Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:
***
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, Тёплое, лучистое.
Попрыгайте и побегайте с малышом за
ручку по комнате. Повторите 2-3 раза эту игру.
Ритмика: игра «Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети
подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
***
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают
ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
Хороводная игра Зайка
Дети становятся в круг, держась за
руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему
воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает
плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Салют».
Для игры
понадобятся ненужные газеты и журналы, желательно цветные. Взрослые показывают
детям, как отрывать страницы от журналов и комкать их в шары. Шарики
складываются в кучу, после чего детям предлагается загребать их и подбрасывать
вверх. Можно кричать «Ура!» и «Салют!» Зимний вариант – «Снежки» – из белой
бумаги. Можно не складывать их в кучу, а кидать друг в друга по мере
производства. Игры такого типа («рвать и метать») психологи рекомендуют
проводить и в обычное время всем членам семьи. Говорят, очень способствует
снятию эмоционального напряжения. Объединяющим занятием является уборка в конце
игры.
Игры с воздушными шарами
Шарики любят все
дети любого возраста, играть в них можно и самым маленьким, поэтому по мере
сложности предлагаю такие варианты: обычное подбрасывание шаров вверх («кто
выше»), подлавливание шарика лбом и носом, метание
шаров друг в друга (на манер «снежков») – это не так просто, как кажется,
закидывание шаров в обруч, который держит взрослый. Также есть игры с шариком, зажатым между
ног: пропрыгать по периметру комнаты – попроще, а можно прыгать по маршруту, между выставленными
препятствиями: кеглями, мячами, старясь их не задевать.
Тишина и шум.
Игра за столом. Сначала произносим текст и выполняем соответствующие движения:
Пальчиком, пальчиком
Тук-тук тук - тук!
(стучим по столу указательным пальчиком, а затем постепенно всеми остальными)
Ладошкой, ладошкой -
хлоп- хлоп хлоп - хлоп!
Локтями, локтями
стук-стук стук-стук!
На головку руку по - ло - жи!
Что-то очень важное скорей скажи!
А теперь из пальчиков очки сложи.
(Из указательного и большого пальцев делаем круги и прикладываем к глазам)
Рот закрой и хитро по - мол - чи!
(Дети прикладывают указательные пальцы ко рту и замолкают до тех пор, пока
кто-нибудь не засмеется или не заговорит)
Заинька
Взрослый поет песенку и показывает детям движения.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!
(Дети топают ножками, руки на поясе.)
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши! (2 раза)
(Дети хлопают в ладоши.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так повернись! (2 раза)
(Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.)
Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши! (2 раза)
( Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может).
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись! (2 раза)
(Дети наклоняются, разводя руки в стороны.)
Когда малыш запомнит все слова, дайте ему возможность выступить
"соло".
По ровненькой дорожке
Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам...
В яму - бух!
При словах "По ровненькой дорожке" дети идут шагом.
На слова "По камешкам, по камешкам" - прыжки на двух ногах, слегка
продвигаясь вперед.
На слова "В яму - бух!" присаживаются на корточки. "
Вылезли из ямы", - дети поднимаются.
Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он
произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
Здесь мы живем.
По окончании текста малыши бегут в "дом" (заранее договариваются, где
будет дом - на диване, стуле и т.д.).
Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту
стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или
на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание,
повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.
Зайка серый умывается
Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой
становится в середину. Дети произносят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух
ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется
на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.
Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. Они одновременно
выполняют игровое задание.
Кабачок.
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине круга сидит ребенок -
"кабачок". Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь !
"Кабачок" танцует, а потом выбирает другого ребенка, который
становится "кабачком". Игра повторяется несколько раз.
Динь-динь-бом!
Динь-динь-бом!
(дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз)
Ходит кошка с бубенцом!
(Ладонями по столу изображают движения кошачьих лап)
Мыши сразу услыхали.
Динь-бом, динь-бом!
Быстро в норку побежали.
(Кончики пальцев быстро бегут по столу)
Динь-бом, динь-бом!
Затворили крепко дверь.
(Дети прячут руки под стол.)
Динь-бом, динь-бом!
Не поймаешь их теперь!
Динь-бом, динь-бом!
(Дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки).
"Твои
пальчики"
Вы показываете малышу движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной!
(Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик -указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)
Весёлый гном
Жил да был весёлый гном
(дети поднимают руки над головой, изображая колпак)
С круглыми ушами.
(описывают вокруг ушей большие круги)
Он на сахарной горе
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник)
Спал под воротами.
(пальцы изображают ворота.)
Вдруг откуда ни возьмись
Великан явился.
(Руки высоко подняты над головой)
Скушать гору он хотел
(движения, будто едим руками),
Только подавился!
(Хватаем воздух ртом и надуваем щеки)
Ну, а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном!
(Дети изображают спящего гнома)
Буратино.
(выполняем
действия, о которых говорится в стишке)
Буратино
потянулся,
Раз - нагнулся,
два - нагнулся,
Руки в стороны
развёл,
Ключик, видно,
не нашёл.
Чтобы ключик нам
достать,
Нужно на носочки
встать.
Девочки-мальчики.
Наверное, многие
помнят эту игру со школы,
но она на ура
идет и с маленькими детьми.
Два притопа, два
прихлопа, (топаем и хлопаем)
Ежики-ежики,
(растопыриваем пальцы и вертим ими)
Наковальня-наковальня,
(бьем кулаком о кулак)
Ножницы-ножницы,
(руки накрест)
Бег на месте,
бег на месте, (можно просто дрыгать ногами)
Зайчики-зайчики,
(ладошки показывают ушки на макушке)
Ну-ка дружно,
ну-ка вместе,
Де-воч-ки, маль-чи-ки.
(Дальше в
оригинале девочки кричат слово "девочки",
а мальчики -
"мальчики", кто кого перекричит.
С малышами можно
заменять на что угодно. Мы либо показываем
девочек-мальчиков,
либо щекотимся.
Обезьянки.
Рано утром на
полянке
Так резвятся
обезьянки:
Правой ножкой
топ, топ!
Левой ножкой
топ, топ!
Ручки вверх,
ручки вверх!
Кто поднимет
выше всех?
(встаем на
носочки и тянемся вверх)
Медвежата.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей
крутили.
Вот так, вот так
- головой своей крутили.
(поворачиваем
голову вправо и влево)
Медвежата мёд
искали,
Дружно дерево
качали.
Вот так, вот так
- дружно дерево качали
(наклоны
туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили,
И из речки воду
пили.
Вот так, вот так
- и из речки воду пили.
(наклоны вперёд)
А ещё они
плясали!
Дружно лапы
поднимали!
Вот так, вот так
- кверху лапы поднимали!
(поднимаем
ручки)
Вот болотце на
пути!
Как его нам
перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!
Рыбаки
В синем небе
облака.
(встаём на
носочки, поднимаем руки вверх)
Под горой бежит
река.
(приседаем, руки
вперёд)
Рано утром из
реки (встали)
Тянут сети
рыбаки.
(имитируем
движение, как бы перебирая руками сеть)
Много рыбы
наловили, (разводим руки в стороны)
Вкусную уху
сварили. (выполняем круговые
движения рукой,
как бы помешивая
уху в котелке)
Ах!
Птички-невелички
(прыгаем по
комнате и машем ручками)
Прилетели птички
Птички-невелички.
Всё летали, всё
летали,
Крыльями махали.
На дорожку
прилетали,
Зёрнышки
клевали.
(на 2-х
последних строчках приседаем и
стучим
пальчиками об пол)